12 Стерео. Призрачные иллюзии

 

Перед изложением этой главы хочу извиниться перед читателями со слабым сердцем. Но жизнь – штука сложная, и от неё не скроешься. А трудности лучше встречать «в лоб».

Возможно, я слишком уж мусолю тему громкоговорителей, ведь задача книги - охватить широкий круг тем в области звукозаписи. Но из опыта, специалистов от звукозаписи больше всего интересуют именно громкоговорители. Ведь это то окно, через которое в итоге и судят о записях. Поэтому извините меня за эту трудную главу, которая вряд ли доставит удовольствие тем читателям, которые ищут лёгкой жизни.

Множество аспектов работы громкоговорителей воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и, вместе с тем, понимаются совершенно неправильно. В следующих главах мы обсудим кое-какие аспекты surround sound, но чтобы понять их, надо сначала разобраться, что же такое стерео? В 10-й главе мы рассмотрели взаимодействие громкоговорителей с помещениями, а в 11-й – возможные трудности в этом и пути их преодоления. И если мы не усвоим хотя бы частично азы, мы утратим хорошую возможность получить кое-какие полезные сведения. Мне уже несколько раз «напомнили», что я должен придерживаться названия книги и быть снисходительным к уровню понимания её возможных читателей; но говорить с людьми свысока – это почти то же, что оскорблять их интеллект и держать их в неведении.

Поэтому я предлагаю читателям настроиться и проявить побольше усердия, чтобы понять эту главу. Если кто-то хоть несколько раз пробормочет про себя «Эге! А что-то раньше я этого и не знал!», то будем считать, что эта глава оказалась хоть в чём-то полезной. Если же кто-то начнёт крушить и выбрасывать свои обожаемые стереосистемы из окон (пока его не скрутят «архангелы в белых халатах»), значит, мы достигли даже большего. А если глава разбудит у читателей интерес к этой книге, то будем считать, что мы уже подготовили почву для становления новых инженеров, которые будут по праву называть себя таковыми.

В мартовском номере журнала «Studio Sound» за 1996 г. Джон Уоткинсон (John Watkinson) написал вызывающую статью о понятии совершенного громкоговорителя. Да, создание идеального громкоговорителя – похвальная цель. Но даже в случае успеха мы бы не получили то, на что рассчитывали. Совершенный громкоговоритель – это одно, а его применение, особенно в стерео парах – это нечто совсем другое. В том же номере журнала Томлинсон Холмэн (Tomlinson Holman) из студии «THS» (где «ТН» - его инициалы) написал статью о многоканальном стерео. Он затронул общую для конструкторов громкоговорителей и для студийных дизайнеров острую тему: акустические взаимосвязи не только между громкоговорителем и помещением, но и между самими громкоговорителями в многоканальной системе. Том Холмэн предложил правило: «сначала панорамируй, потом эквализируй». И в этом он прав, поскольку часто приходится сталкиваться с тем, что звучание «только одной стороны» отличается от звучания фантомного образа, создаваемого в центре. Даже если бы у нас была пара совершенных громкоговорителей, мы всё равно бы столкнулись с действием непреодолимых акустических связей. Некоторые из этих проблем мы сейчас обсудим, и как только мы их поймём, концепции «идеального стерео мониторинга» будет нанесён смертельный удар.

Турецкие взрослые свадебные костюмы мужские.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика