2.3. Практический подход к дизайну студии

 

Первое, чем я бы занялся, это строительством внутренней «коробки» на деревянном каркасе. Учитывая размер нашего помещения и необходимость наличия стен, которые способны удерживать немалый вес потолка, построим каркас из сосновых брусьев 10 см х 5 см, расположив их параллельно на расстоянии 60 см друг от друга. Такое расстояние достаточно для обеспечения жесткости конструкции и удобно, так как равно половине ширины листов гипсокартона, который обычно поступает в продажу таких размеров, как 1,2 м х 2,5 м; 1,2 м х 2,6 м и 1,2 м х 3 м. Это очень важно, потому что для создания нашей системы поглощения низких частот следующим шагом будет обшивка тыльной стороны каркаса таким же трехслойным «сэндвичем» (гипсокартон-гидро-изол-гипсокартон), который применялся для обшивки потолка (см. первую главу). Каркас стены в основном изготавливают на полу, в горизонтальном положении. В таком положении и гипсокар-тонные панели, и гидроизол легко ложатся на каркас, в таком положении их удобно прибивать к каркасу гвоздями. Последние по возможности должны быть с большими шляпками, абразивными насечками, оцинкованные. Далее поверх «сэндвича» крепится еще один слой из материалов войлочного типа из отходов хлопка или другого волокнистого материала, и уж затем стена поднимается и устанавливается в вертикальном положении. Когда все четыре стены установлены на свои места и сбиты в углах гвоздями, они образуют конструкцию, способную выдержать потолок весом в несколько тонн.

Особое значение имеет расстояние между внутренней стеной акустической оболочки и звукоизоляционной стеной, поскольку чем это расстояние больше, тем больше и поглощение, прежде всего на низких частотах. Но здесь опять-таки интересы акустики вступают в противоречие с интересами владельцев студий, которые непременно хотят видеть в законченной студии как можно больше незанятых квадратных метров площади, за которую они платят аренду. Здесь сколько ни пытайся убедить их в том, что пусть они и не видят, но слышат же превосходный звук, который стал возможен только благодаря тому скрытому пространству, за которое им приходится платить, - все без толку. А поэтому, чтобы усилить поглощение, не остается ничего другого, как напихать побольше минеральной ваты, стекловаты или материала войлочного типа из отходов хлопка.

При укладке волокнистого материала с тыльной части стен внутренней акустической оболочки 5 - 10 см пространства между звукоизоляционными стенами и стенами акустической оболочки обычно вполне достаточно для обеспечения акустического контроля студийных помещений. Войлок из хлопка имеет толщину примерно 2 см и весьма высокую плотность (40 - 50 кг/м2). В целях безопасности его еще и обрабатывают специальным составом, который придает ему огнестойкость. Однако в тех случаях, когда необходима абсолютная негорючесть материала, можно применять и материалы на минеральной основе (например, минеральную вату - А.К.)У хотя работать с ними менее удобно. Итак, укладываем еще один или два слоя из войлока в проемах между стойками каркаса (вертикальными брусьями). Войлок разрезают так, чтобы он плотно входил в проемы, и прибивают двумя гвоздями в верхней части каркаса. Такая войлочная прокладка не только подавляет резонансы в закрытой полости, которая образуется между стеной акустической оболочки и стеной звукоизоляционной оболочки, но еще и обеспечивает дополнительный фрикционный барьер, через который звуку приходится проходить дважды - один раз на пути к внешней оболочке и второй раз, отразившись от нее, по пути назад.

Если необходимо еще более усилить звукоизоляцию и звукопоглощение, можно уложить с тыльной стороны стены, поверх войлока, еще один слой материала типа 1\[о18е1ес РКВ, который создает хороший кинетический барьер. РКВ2 - комбинированный материал, состоящий из слоя войлока из отходов хлопка толщиной примерно 2 см, который припрессован методом горячего прессования к гидроизолу, изготовленному на минеральной основе. Плотность такого композитного материала около 5 кг/м2. Если его прибить поверх войлока таким образом, чтобы слой гидроизол а был обращен к верхнему слою войлока, то получим некий барьер из гидроизола, расположенного между двумя слоями войлока. И в самом деле, если говорить о нейтральных помещениях нашего

типа, то именно РКВ2 или схожий с ним материал чаще всего образует самый первый слой на внутренней стороне каркасов стен акустической оболочки. Если передняя часть конструкции будет состоять из гидроизольно-войлочного композитного слоя, который прикрывает полость глубиной 10 см, частично заполненную волокнистым материалом, позади композитного слоя будут идти два «сэндвича» (один из которых состоит из гипсокартона, гидроизола и гипсокартона, а второй -из войлока, гидроизола и войлока), а за ними - еще одна закрытая, на сей раз воздушная, полость перед несущей или звукоизоляционной стеной, то мы тем самым сможем создать очень эффективную систему поглощения низких частот, которая к тому же будет поглощать и частоты, относящиеся к более высоким областям частотного спектра. Сделать это можно без особых инструментов или навыков, и все это умещается в пространстве шириной примерно 22 см. Данная конструкция схематически представлена на рис. 7,а.

Гипсокартон толщиной 13 мм

Гидроизол плотностью 5 кг/м2, зажатый с обеих сторон гипсокартоном

Слой войлока средней плотности из отходов хлопка толщиной 2 см

Деревянные вертикальные брусья (стойки). Промежутки между ними заполнены волокнистым материалом средней плотности

- Внутрь комнаты

Пластифицированный гидроизол, припрессованный к войлоку из отходов хлопка. Плотность этого композитного материала - 5 кг/м2 (например, РКВ2 от фирмы Мо1$е*ес)

Дополнительный верхний «сэндвич» (такой, как показан выше)

Гипсокартон толщиной 13 мм

«Мертвый» слой плотностью 10 кг/м2, состоящий из двух слоев гипсокартона и прослойки из пластифицированного гидроизола

Сводчатое покрытие из гидроизола и войлока (РКВ2)

Деревянные балки-опоры для потолка

Причина, по которой применяются многослойные конструкции из разных материалов, состоит в том, что разные материалы и варианты их компоновки поглощают звук по-разному и эффективны только в тех или иных местах и на тех или иных частотах. Например, большие звукопоглощающие панели из фанеры могут очень хорошо поглощать звук, но, как правило, только на определенных частотах, поскольку обладают высокой степенью добротности (т.е. узкой частотной избирательностью - А.К.). Вообще, поглотители оцениваются с точки зрения показателя (3, т.е. показателя добротности, который зависит от степени их настраиваемости. Поглотитель с высоким значением <3 может, например, сильно поглощать звук на частоте 70 Гц, но почти не поглощать его на частотах 60 и 80 Гц. Очевидно, что если бы мы просто и незатейливо пользовались такого рода поглотителями, нам бы потребовалось иметь их громадное количество, да еще к тому же найти место, где бы их всех поместить.

Если же мы понизим показатель 0 звукопоглотителя за счет добавления амортизирующих материалов, то тем самым понизим уровень поглощения его основной частоты, но расширим частотный диапазон его покрытия. Таким образом, мы сможем добиться гораздо лучшего распределения поглощающей способности помещения, если оснастим его хорошо самортизированными поглотителями, чем просто напихаем в него массу отдельных поглотителей с высоким В последнем случае мы бы еще создали такую ситуацию, при которой разные частоты поглощались бы избирательно в разных участках комнаты. Еще одно преимущество поглотителей, обладающих низким (3, заключается в том, что резонансы затухают в них гораздо быстрее, чем в поглотителях с высоким 0. Дело в том, что резонаторы с высокой настраиваемостью, которые быстро поглощают значительную долю энергии, имеют вместе с тем свойство «гудеть» уже после прекращения сигнала возбуждения; следовательно, они начинают излучать вторичный звук после импульсного возбуждения. Более подробно механизмы звукопоглощения будут рассматриваться в последующих главах, а поэтому вернемся к нашей нейтральной комнате.

Работать с потолком можно точно таким же образом, как и со стенами, но, учитывая то, что минимальное расстояние между стенами помещения составляет минимум 9 - 10 м, желательно применять потолочные балки либо из стали, либо из композитного материала из дерева и фанеры. Разрез типичной балки на основе фанеры показан на рис. 8. Единственное существенное отличие между конструкцией стен и потолка состоит в отделке внутренней стороны потолочной конструкции, где, как показано на рис. 7,Ь, между брусьями в арках укладывается материал РКВ2 или ему подобный.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика