2.3.2. Относительные достоинства нейтральности и особые случаи

 

Нейтральные комнаты - это многоцелевые помещения, работа в которых делается быстро и с удовольствием. Ансамбль в такой комнате будет звучать и записываться в привычной и характерной для него манере, а комната не будет существенно выделять ни один из инструментов и не будет по-разному звучать в разных точках. Однако если бы все только этим и ограничивалось, эта книга не была бы такой объемной. Нет, конечно же, нет: нейтральные комнаты - это не конфетка в яркой обертке. То, что они не всегда проявляют себя с наилучшей стороны - факт, который, возможно, впервые обнаружился по «закону подлости». Существует масса студий, где есть комнаты, изначально замышлявшиеся как нейтральные, но не справляющиеся с этой задачей. В такой комнате время от времени резонанс или какая-то присущая ей схема отражений может обеспечивать отменное звучание какого-то рода музыки или каких-то инструментов. Такие комнаты могут стать совершенными «фаворитами» для исполнения каких-то определенных произведений. Это же справедливо и для сцен отдельных концертных залов и, конечно, других залов, которые не проектировались специально для музыкальных целей. К сожалению, во многих из них акустика помещения способствует хорошему звучанию музыки только в каких-то отдельных тональностях или при определенном темпе, а поэтому и их пригодность для звукозаписи является весьма ограниченной.

Например, звучание симфонии в ми-мажоре может очень усиливаться за счет резонанса помещения, и тогда ее отдельные партии звучат особенно «вкусно». Это возможно, когда по удачному стечению обстоятельств основные присущие помещению схемы отражений создают такую синхронизацию, которая, близко совпадая с метроритмом произведения, придает ему особенную мощь. Такое помещение может по-настоящему вдохновлять музыкантов, не только «поднимая» звучание за счет акустики, но и подвигая их на работу с большим энтузиазмом. Да, помещения подобного рода могут подчас использоваться как при записи, так и при исполнении произведений, создавая такое звучание, какого невозможно добиться в нейтральных комнатах. Вместе с тем, хотя такое помещение и может дать потрясающие результаты, оркестр, исполняющий в нем симфонию, но уже в другой тональности и с другим темпом, может испытывать определенные трудности. Если симфония, к примеру, звучит в фа-мажоре, то резонансы, формирующиеся вокруг тональности ми-мажор, могут оказаться совершенно для нее неподходящими, подчеркивая те ноты, которые подчеркиваться не должны, и ослабляя те, которые, по мнению дирижера, должны были бы прозвучать наиболее сильно. В таких помещениях на каждый пик приходится где-нибудь и провал в звучании. Более того, последовательно возникающие асинхронные отражения (эхо) могут порождать сумятицу и препятствовать в той или ной мере естественному движению музыкального звука. Не все музыканты до конца осознают происходящее, и многие из них жалуются, что просто не могут работать с полной выкладкой, исполняя данное музыкальное произведение в данном помещении.

Вот одна из причин, по которой значительная часть классической музыки по-прежнему записывается не в студиях, а в концертных залах (с публикой или без) или в зданиях ратуш, церквей и т.п. Такой подход предоставляет продюсеру, инженеру и дирижеру возможность подобрать для конкретных произведений конкретную объемность помещения в попытке добиться «суперского» их исполнения. С другой стороны, за исключением случаев, когда речь идет о разве что наиболее специализированных фирмах звукозаписи, переезд с места на место для записи каждого входящего в альбом отдельного произведения, которое по величине меньше симфонии, был бы просто разорительным. Если же выбрать какую-то специфическую студию, предполагая накопление материала в основном в ней, то, вероятно, остальные произведения из альбома от этого серьезно проиграют. Такова одна из важнейших причин, по которой нейтральные помещения так широко используются в тех сферах звукозаписывающей индустрии, где высококачественные записи должны выполняться с большой долей предсказуемости, на оперативной и надежной основе. Эти помещения в особенности подходят для радиостудий, когда записи хорошего качества нужно сделать быстро и недорого, потому что они, вполне возможно, могут быть предназначенны только для одной-единственной передачи.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика