2.4.2. Отражения, реверберация и диффузия

 

И вот перед нами встала проблема: как до сих пор обсуждавшиеся идеи реализовать в практическом виде? Существует такое великое множество способов сделать это, что они могли бы стать темой отдельной книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением нескольких решений в рамках одного проекта. Из него, надеюсь, можно будет составить себе представление о тех огромных возможностях, которые открываются перед дизайнерами, и о том, как эти возможности воплотить на практике при строительстве обычных студий звукозаписи. Что действительно необходимо для создания музыкально-нейтральной обстановки в помещениях рассматриваемого здесь размера (650 м3), так это то, чтобы время реверберации (или - что более точно для данного случая - время затухания) было порядка 0,3 - 0,5 с, возможно с увеличением на низких частотах до 0,7 или 0,8 с, причем чтобы это увеличение начиналось постепенно с частоты 250 Гц и ниже. На рис. 16 показана обычная желательная в таком помещении зависимость времени затухания от частоты; время, показанное здесь, принимается равным времени, которое необходимо для затухания звука на 60 дБ ниже его первоначального уровня.

Применяются два общепринятых метода для создания реверберации в помещениях, подобных нашему: метод отражений и метод диффузии. В последние годы такие компании, как К.РС [ 1 ] из США, создали широкий ассортимент акустических рассеивателей (диффузеров), способных «работать» в широком частотном спектре. Эти рассеиватели построены по принципу матрицы, в которой чередуются объемные резонаторы с разной глубиной - в строгом соответствии с некими рядами чисел. Они могут быть изготовлены из любого жесткого материала, хотя чаще всего встречаются рассеиватели, выполненные из дерева, бетона и пластмассы. Математические расчеты были представлены профессором Манфредом Шредером (МапГгес! ЗсЬгоескг) [2, 3,4, 5] в 1970-х годах и основаны на квадратичных остаточных рядах чисел. Действие объемных резонаторов заключается в том, чтобы вызвать крайне хаотичное отражение энергии, при котором исключается заметное проявление каких бы то ни было отдельных отражений. Хаотичное рассеивание энергии создает чрезвычайно сглаженную реверберацию. Пользуясь такими средствами, можно подстроить общее время реверберации так, чтобы оно соответствовало отношению диффузных поверхностей к звукопоглощающим, хотя для относительно равномерного распределения реверберации в помещении необходимо, чтобы и распределение рассеивающих поверхностей было относительно равномерным. Для рассеивания могут использоваться практически все поверхности, за исключением разве что пола и окон.

Если под рукой есть такие рассеиватели, то поначалу может показаться, что добиться желаемого уровня пространственной нейтральности довольно просто: бери и добавляй рассеиватели до тех пор, пока не получится желаемого времени реверберации. Однако при таком подходе помещение обычно проигрывает в плане своей «музыкальности». Чего не будет хватать такому помещению - так это дискретных отражений. К счастью, добиться их достаточно легко, а они ведь чрезвычайно важны и для музыкантов, и для слушателей. Например, на концертной сцене они необходимы музыкантам для более сильного подзвучивания как отдельных инструментов, так и/или ансамбля в целом. Отражения делятся на две группы: поздние отражения (1а*е геПехюпз) и ранние (еаг1у геПехюпз). Последние, приходящие менее чем через 30 - 40 мс после прямого звука, воспринимаются на слух как тембральная окраска звучания инструментов. Более поздние отражения, приходящие через 40 мс и более после прямого звука, придают звучанию про-странственность, что является важнейшим условием для получения наслаждения от прослушивания многих видов музыки. Размеры большого нейтрального помещения в нашем примере выбраны из расчета, чтобы звучание инструмента в центре комнаты могло давать только поздние отражения от поверхностей стен, но, конечно же, отражения звука от пола и потолка будут непременно отражениями раннего типа. Расстояния от инструмента до пола во всех помещениях будут более или менее одинаковыми. Отражения от пола обычно бывают в пределах 5 - 10 мс. Любые же отражения от потолка (для нашей комнаты) будут находиться где-то в промежутке между 20 и 40 мс, в зависимости не только от геометрии потолка, но и от того, какие поверхности в нем преобладают - диффузные, отражающие или поглощающие. Тему отражений мы рассмотрим более подробно в следующих главах, где речь пойдет о помещениях с повышенной реверберацией. Что же касается комнаты нейтрального типа, то любые возникающие в ней отражения должны, как правило, хорошо рассеиваться, иначе они сформируются в нечто, дающее специфическую окраску, и помещение потеряет свою нейтральность.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика