2.4.4. Отделка стен

 

На рис. 19 показана возможная конфигурация стен нашей нейтральной комнаты. Из рисунка видно, что мы постарались избежать параллельности поверхностей стен. Там, где частоты могут сообщать стенам акустическую параллельность, они пропускаются в поглотители (звукопоглощающие слои) либо сразу, либо после первого отражения. Были приняты меры, чтобы стеклянные окна или двери не были обращены непосредственно к каким-либо параллельным отражающим поверхностям. В комнате, представленной на рис. 19, оконный и дверной блоки находятся в стене, обладающей определенным звукопоглощением. Итак, с первой стеной мы уже разобрались.

Рис. 19. Возможная компоновка нейтральной комнаты

Нам остается поработать с тремя другими стенами. Для создания музыкально-нейтральной обстановки не нужно слишком много отражающей или реверберирующей энергии. Ее нужно ровно столько, сколько необходимо для привнесения в акустику комнаты «жизненности», достаточной для того, чтобы звук инструментов не был слишком «мертвым». (Это похоже на то, как мы добавляем в блюдо немного специй для того лишь, чтобы подчеркнуть его вкус, не подавляя его.) Для этого более или менее достаточно отражений от стеклянных поверхностей, от всего пола и потолка. У нас есть еще одна проблема: если мы сделаем стены отражающими звук в сколько-нибудь значительной степени, мы можем получить участки, где отражение будет избыточным, если музыканты будут играть близко от стен. В самом деле, звук может приобретать самую неестественную окраску в углах комнаты, в которых сходятся пол и две стены, обладающие довольно сильным отражением, и все они дают ранние отражения в дополнение к тому ограниченному спектру ранних/поздних отражений, которые происходят от потолка.

Чтобы не испортить отделку помещения, если стены покрыты декоративной тканевой обивкой, нужно пустить вдоль них на уровне талии человека или немного выше деревянные перила, чтобы люди не «проваливались» сквозь обивку. Следует проложить плинтусы, чтобы при мытье пола не пачкалась обивка, а также, возможно, приделать планки на уровне колена - на них будет удобно смонтировать микрофонные гнезда и электрические розетки. На фото 6 приведен вариант небольшого помещения с такой оснасткой. Однако если такая комната покажется чуть более «мертвой», чем хотелось бы, или в случаях, когда площадь стеклянных поверхностей в комнате в общем-то маловата, можно применить конструкцию, приведенную на рис. 20. Отражающие поверхности в основном строятся по принципу, показанному на рис. 18, хотя отношение площади промежутков к площади выступающих деревянных планок можно задавать такое, чтобы оно давало необходимый уровень акустической «жизненности». Тканевая же обивка применяется исключительно в декоративных целях и поэтому должна быть акустически «прозрачной». Дело в том, что многие ткани обладают удивительной рефлективной способностью, и когда они хорошо натянуты, чтобы не было «морщин», то могут действовать даже наподобие пластика барабанов. Здесь лучше всего воспользоваться легкой растягивающейся (стрейчевой) тканью.

Вот теперь-то уж мы имеем нечто, приближающееся к музыкально-нейтральной комнате, которая не должна придавать звуку специфическую окраску и вместе с тем не «иссушать» напрочь звучание инструмента. Комнаты вроде тех, которые здесь описаны, отлично подходят для записи в плане эффективности, оперативности и предсказуемости. Однако, если в индустрии звукозаписи применять только их, то технология звукозаписи будет отброшена назад - к принципам вчерашнего дня, к их «достоверности звучания», которая является скорее «технической», чем естественной. Вполне возможно, что такие комнаты более подходят для тех времен, когда контрольные комнаты «работали» менее точно, когда условия мониторинга были менее предсказуемыми, когда электронная «начинка» звукозаписывающей аппаратуры сама придавала звуку характерную окраску. Может быть, сейчас уже пора взглянуть на вещи по-другому, поискать альтернативы. Вместе с тем следует помнить, что нейтральные помещения крайне необходимы в сфере радио, телевидения и на фирмах звукозаписи, когда надо оперативно работать в широком спектре музыкального материала и инструментов. В этом они просто вне конкуренции.

А теперь еще немного пищи для ума. Взгляните на рис. 21. На нем представлена нейтральная комната с еще более амбициозными задачами. На макроуровне она нейтральна. На микроуровне она позволяет добиться разных акустических возможностей при близком

приближении к ее стенам, все из которых имеют разную поверхность. Такая комната как бы балансирует на границах нейтральности и вариабельности. Пожалуй, на этой нотке мы и перейдем к следующей главе.

Рис. 21. Возможная компоновка нейтральной комнаты с более или менее «привязанными» акустическими свойствами (двери и окна не показаны).

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика