4.1.1. Как акустика помещения рождает шедевры

 

Помнится, что музыканты не только не планировали включать в альбом композицию «Когда прорвет плотину» (ШЬеп 1Ье Ьеуее Вгеакз) с ее потрясающе звучащими на то время барабанами, но и вообще не думали ее записывать. В помещении, где велась запись, Джону Бо-нэму 0оЬп ВопЬат) не нравилось звучание его ударной установки, и он попросил привезти другую, которую соответствующим образом расположили в большом холле, где она не мешала продолжать запись, и ждали, пока Джон опробует ее. Сделав перерыв в записи, Джон отправился в холл, чтобы выяснить, понравится ли ему звучание новой ударной установки. Остальные члены группы отдыхали на своих местах, и вдруг через свои наушники они услышали нечто потрясающее. Это в холле зазвучала ударная установка...

Дело в том, что когда Джон выходил, он не закрыл за собой дверь. Из-за этого звук ударной установки, на которой он играл, снимался всеми открытыми микрофонами в комнате, где проводилась запись. Сам холл был отделан деревянными панелями, имел большую лестницу, высокий потолок и балкон сверху. Поэтому он обладал рассеивающими и реверберационны-ми свойствами, хорошо обеспеченными как поздними, так и ранними отражениями. Вследствие этого звучание обладало очень насыщенным характером и прекрасно соответствовало тому стилю и той мощи, с которой Джон играл на барабанах. Джон начал играть хорошо известный теперь ритмический рисунок, поверх которого Джимми Пейдж (Дтшу Ра§е) и Джон Пол Джонс ОоЬп Раи1 1опез) стали наигрывать некоторые из тех гитарных и бас-гитарных риффов, над которыми они уже работали. А тут еще ко всему этому подключился и Роберт Плант (КоЬеП Р1ап1), который начал напевать мелодию со словами из старой песни Джо Мак-коя 0ое МсСоу) МетрЫз Мтте/Капзаз Ску. Затем и Энди Джонс (Апс1у 1оЬпз), который записывал эту песню из чистого интереса, заявил, обращаясь к коллегам из передвижного звукозаписывающего комплекса, что им нужно более внимательно отнестись к тому, что они делают, потому что звук, который он слышит в мониторах, просто великолепен.

Таким было рождение этого произведения, ставшего классикой рока. А историю эту рассказал мне десяток лет спустя Джимми Пейдж. Я позвонил ему, когда продюсировал кое-какие записи для Тома Ньюмэна (Тот №\утап) - сопродюсера Майка Олдфилда (М1ке ОЫПеЫ) -во время записи альбомов ТиЬи1аг Ве11з I и II, так как одной из записываемых песен была песня Джимми Пейджа. Проблема в том, что сколько бы раз мы ни слушали версию песни Ьес! ХерреНп, мы никак не могли разобрать смысла слов при переходе от куплета к припеву. «Возможно, это потому, что в этих словах смысла-то никакого и нет», - ответил Джимми. Очевидно, когда Роберт стал петь поверх музыки, у него не было текста для этого перехода, который бы он знал или помнил, и поэтому он пел все, что придет в голову. Почему я так подробно рассказываю эту историю? Да потому, что она очень наглядно показывает, насколько помещение могло вдохновить музыкантов старой классической рок-школы. Вряд ли я погрешу против истины, если скажу, что без акустики холла особняка «Хедли Грейндж» композиция «Когда прорвет плотину» группы Ьес1 2ерреНп так бы и не появилась.

Если бы Ье<1 ХерреНп записывались в то время в обычной студии, то, возможно, они бы не досчиталась одной классической вещи в своем репертуаре. Однако следует также учитывать и то, что если бы Джон в «Хедли Грейндж» играл на барабанах другой ритмический рисунок или если бы Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс предпочли бы другое звучание, то звук барабанов в холле мог бы оказаться совершенно неприемлемым. Это еще раз подчеркивает тот ограниченный характер, который присущ «живым» комнатам: они могут будить творческий настрой и создавать удивительную среду, в которой рождаются уникальные звуки, но они же могут оказаться источником совершенно невыносимых помех для музыкантов. Более того, нет ни одной «живой» комнаты, которая могла бы стать универсальной в достижении тех целей и задач, которые могут успешно решаться в «живых» комнатах.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика