4.4.1. Различия в характере комнат

 

Я думаю, что настала пора разделить «живые» комнаты на две группы: на отражающие (рефлективные) комнаты и реверберационные. Первые, как правило, отличаются коротким временем реверберации, но при этом для них характерно большое количество быстро затухающих отражений. Реверберационные комнаты имеют более рассеивающий характер с плавно угасающей реверберацией. Отражающие комнаты, звучащие более «прозрачно», часто строятся с относительно ровными, хотя и редко параллельными, поверхностями и обладают значительным звукопоглощением, которое препятствует возникновению реверберационного гула. Реверберационные же комнаты, как правило, строятся с неровными поверхностями и относительно малым звукопоглощением. Можно, конечно, комбинировать эти варианты, но тогда получаются комнаты с сильно подчеркнутыми звуковыми характеристиками, вследствие чего область их применения значительно сужается.

Пожалуй, наиболее часто задают вопрос: почему ровные отражающие поверхности в студиях зачастую дают менее музыкальное звучание, чем такие же ровные стены в комнатах и коридорах большинства жилых домов. Что тут сказать? Не говоря уже о проблемах, связанных с наличием звукоизоляционной оболочки, в студиях редко бывают занимающие много места печки, лестницы, мебель и другие обычные для жилого дома объекты. Все они достаточно хорошо «ломают» регулярность комнатных отражений. А что касается студий, то их владельцы обычно «давят» на дизайнеров, ратуя за сбережение каждого сантиметра свободного пространства. В моей практике было много примеров, когда владелец студии пытался сдать ее, обращая внимание клиентов не на акустические возможности студии, а на величину свободной площади в ней. (При чем здесь звук?!. Вы лучше посмотрите, сколько здесь места!) Наверное, в возникновении таких ситуаций повинно не только невежество владельцев студий, но - в такой же степени - и невежество самих клиентов. Видимо, слишком уж многие, включая клиентов студий, верят в наши дни в то, что почти всего можно добиться с помощью электроники, недооценивая при этом важность хорошей акустики. Конечно же, те, кто понимают значение хорошей акустики, имеют и пользуются заранее более выгодными стартовыми условиями, что и позволяет им создавать записи самого высокого качества. А представителям весьма массовой прослойки клиентуры только и остается, что тратить уйму времени в надежде попытаться угадать методом «тыка», какую же программу процессора эффектов использовали представители первой категории, чтобы получить столь классное звучание. А ответ-то здесь весьма прост: музыка, записанная с хорошим студийным качеством, не требует последующей обработки, а если и требует, то лишь самую малость, если, конечно, специально не ставится цель записать звук в электронной обработке.

Когда кто-то говорит, будто какая-то жилая комната имеет великолепную акустику, то суть высказывания обычно состоит в том, что этот «кто-то» слушал какой-то конкретный инструмент в этой самой комнате и обратил внимание на то, что звучание этого инструмента стало ярче в этой комнате и в такой-то позиции. Все же остальные инструменты в этой же комнате, как по отдельности, так и все вместе, могут звучать и не очень-то впечатляюще. Вспоминаю, как однажды не где-нибудь в студии, а в обычном коттедже я записывал альбом весьма известного флейтиста. Так вот, мы записали почти все партии флейты в маленьком туалете, пользуясь микрофоном 5Ьиге 5М57. Мы хотели иметь мощный звук, который хорошо подходил данному музыкальному стилю, и то, что мы получили в результате, очень нас порадовало. Однако это вовсе не означает, что все флейты как таковые нужно записывать в туалетах микрофонами 5М57; равно как и то, что для того, чтобы получить хороший звук флейты, в студиях должны быть устроены комнаты размером с туалет, обложенные кафелем. Пользоваться такой комнатой придется крайне редко, а что касается меня, то я бы предпочел 95 % времени записывать флейты конденсаторным микрофоном ЗсЬоерз и в более обширном пространстве. Однако ситуация, похоже, складывается так, что стоит только кому-то каким-то способом сделать известную запись, как многие тут же бросаются копировать этот способ, полагая, что именно таким образом и следует записывать данный инструмент. Надеюсь, я преувеличиваю, но, боюсь, что нет!

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика