4.5.1. Подзвучка и запись звука

 

Большинство малых «живых» комнат, как кажется, имеют, по меньшей мере, одну общую черту: звукозаписывающий персонал должен научиться извлекать максимум возможностей из той своей конкретной комнаты, в которой работает. Резонансный характер таких комнат не поддается никакому сколько-нибудь последовательному анализу: он сложен до неимоверности. Местоположение источников звука в этих комнатах может оказывать решающее влияние на резонансный характер помещения, возбуждая одни моды и недовозбуждая другие. Комби-система с усилителем, направленная на стену, по всей видимости, будет сильно возбуждать осевые моды. Вместе с тем, то, до какой степени они будут возбуждаться, зависит от таких факторов, как расстояние от комбисистемы до стены, на которую она направлена, или конструкция комбисистемы, которая может быть сзади закрытой или открытой.

Если расположить комбисистему (или хотя бы просто «кабинет») в пучности моды, где давление моды находится на пиковом уровне, то тем самым мы усилим энергию данной моды и получим сильный резонанс всех ее натуральных обертонов. Если же установить комбисистему в нодальной зоне (узле моды), в которой давление моды минимально, то эта мода возбуждаться не будет и ее обычное сильное проявление на этот раз в общем звучании комнаты будет подавляться другими модами. Если же комбисистему расположить в промежутке между зонами, то мы получим некоторое усредненное звучание. Если корпус комбисистемы сзади открыт, то такая система будет «работать» как дипольный источник (источник двойной направленности с диаграммой направленности в виде «восьмерки»), излучая звук вперед и назад и почти не излучая звука по сторонам. Если взять комбисистему с закрытым сзади корпусом и направить ее вдоль длины комнаты, то она будет возбуждать на низких частотах (например, в диапазоне 300 - 400 Гц) осевые моды по всем трем осям комнаты, т.е. от пола к потолку, от одной боковой стены к другой и от передней к задней. Однако если комбисистема сзади открыта, то будет возбуждаться только одна осевая мода - по оси, вдоль которой она направлена. На рис. 28 показана обычная диаграмма направленности комбисистем, имеющих сзади открытый или закрытый корпус.

Расстановка микрофонов в комнате тоже имеет решающее значение. Так, микрофон, расположенный в узле моды, не будет реагировать на эту моду, поскольку находится в зоне минимально изменяющегося давления. И наоборот, в антинодной зоне (пучности), т.е. в зоне с пиковым давлением, микрофон при взаимодействии с модой может сильно «заводиться». Позиционирование микрофона может использоваться не только для достижения некоего баланса между относительным количеством прямого и отраженного звука, но и для ослабления или усиления влияния отдельных комнатных мод на снимаемый звук. Более того, если нужное звучание комнаты получается только в той ее части, где прямого звука недостаточно, можно установить несколько микрофонов. Еще одна параллель, которая прослеживается в работе акустических систем и микрофонов, - это способность акустических систем «заводить комнату», и способность микрофонов улавливать ее звучание. Микрофоны с изменяемой направленностью (кардиоидной, «восьмеркой», гиперкардиоидной, круговой направленностью и их комбинациями) могут при смене направленности давать совершенно разные результаты. Некоторые желаемые характеристики комнаты можно услышать в полной мере только с помощью микрофонов определенного, конкретного типа.

Если комбисистемы установлены под углом к стенам, они, как правило, будут возбуждать главным образом тангенциальные моды, которые возбуждаются вследствие отражений от четырех поверхностей комнаты. Если же акустические системы расположить еще и под углом к вертикальной оси, то они, как правило, будут возбуждать более многочисленные, но более слабые наклонные моды. Так, по крайней мере, можно выявить частоты, которые распространяются направленно. Тот же принцип используется при расстановке микрофонов, когда нужно уловить характерные моды, определяющие акустику комнаты. Если установить два или более микрофонов и менять их фазировку, то также можно получить весьма интересные эффекты. Разница в размещении и точном расстоянии между ними определит, какие частоты будут приходить к ним в фазе, а какие - в противофазе. Впрочем, добиться абсолютно синфазного или противофазного состояния акустики нельзя, за исключением разве что очень низких частот, да и то в маленьких комнатах. Пара конгов, которая великолепно звучит в одной «живой» комнате, в другой может не звучать. И наоборот, другой комплект конгов может в этой первой комнате звучать довольно плохо. Хотя, опять-таки, в каком-то другом месте эти конги, возможно, зазвучат весьма недурственно. Все это может зависеть как от резонансов в самих конгах, так и от того, соразмерны ли они размерам комнаты. Словом, все зависит от распределения энергии внутри мод, обертонового состава тембра инструментов и от того, как длины волн соотносятся с совокупностью мод комнаты.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика