8.1. Варианты и предпочтении

 

Предположим, нам предоставили здание, в котором нужно построить студию, и у нас есть целых 500 м2 площади и потолок высотой 6 м. Один из вариантов - распланировать площадь так, как показано на рис. 40. Таким образом, у нас будет достаточно пространства, чтобы обустроить большое общецелевое помещение для звукозаписи с переменной акустикой, плюс «каменную» комнату, скромную комнатку с «живой» акустикой и вокальную комнату (с «мертвой» акустикой). Однако в этом случае расположение этих комнат будет как бы следствием компромисса, вытекающего из конфликта целого ряда приоритетов. В идеале, каждый из музыкантов хотел бы видеть контрольную комнату и вместе с тем видеть других музыкантов. В то же время общая компоновка малых комнат не должна выполняться в ущерб оптимальности формы главного студийного помещения. Хотя все это представляется достаточно очевидным, невольно удивляешься тому, насколько велико количество студий, построенных без учета самых элементарнейших требований, причем речь идет даже о тех из них, которые якобы сделаны на профессиональном уровне.

На рис. 41 показана реальная ситуация со студией, которая была уже на 90 % построенной, когда меня пригласили консультировать окончание строительства. Можете верить или не верить, но на эти комнаты к тому времени было израсходовано более 50 тыс. долл. Проект был разработан не специалистом по акустическому дизайну, а акустиком-теоретиком, имевшим, правда, кое-какой опыт в области театральной акустики. Проектные решения, принятые по всем комнатам, сосредоточивались вокруг использования больших рассеивателей полуцилиндрической формы, резонаторов Гельмгольца и звукопоглощающей/звукорассеивающей плитки, сделанной из гипса и минеральной ваты. В проекте всех комнат были заложены классические значения по времени затухания на уровне КТ^о (время реверберации, достаточное для затухания сигнала на 60 дБ) и, как это ни странно, преследовалась цель сделать акустику всех комнат примерно одинаковой, за исключением того, что в большой комнате время реверберации было чуть-чуть больше. Расположение окон и дверей было, скорее, продиктовано желанием упростить строительство, нежели акустическими и эксплуатационными нуждами или потребностями музыкантов. Возможно, именно это -больше, чем все остальное - сделало задачу переустройства студии почти невозможной.

Рис. 40. Планировка гипотетической студии на площади 500 м2, выполненная на основании реально существующего проекта

Мне недостало мужества предложить владельцам студии сломать все и начать строительство заново, я еще пытался спасти хоть что-то из уже построенного. После нескольких дней рисования эскизов и обсуждения проблем владельцы студии сами предложили мне сделать все по-новому. Самое обидное, что можно было не ломать всю студию, а только переставить внутренние стены, двери и окна, как это показано на рис. 42, и стоило бы это не дороже того, что уже было построено. Но хозяин - барин: ломать, так ломать. Мне кажется, единственные соображения, которыми руководствовался автор первоначального проекта, были только звукоизоляция и акустическая управляемость. Но нельзя добиваться ни того, ни другого, жертвуя ради этого удобством работы и комфортом музыкантов. Тем не менее, как оказалось в этом случае, дизайнер «умудрился» почти полностью пренебречь интересами музыкантов.

Рис. 42. Проект, который можно было бы реализовать на той же площади и с помощью тех же материалов, что использовались в проекте, показанном на рис. 41

Самое печальное в вышеописанной ситуации в том, что дизайнер, будь он чуть более предусмотрительным и обладай он большим опытом, мог бы реализовать схему наподобие той, что показана на рис. 42. Могла бы получиться отличная комната с «живой» акустикой в секторе X и хорошая вокальная комната в секторе У. В большой комнате можно было добиться еще более управляемой акустики, не прибегая при этом к схеме «кубриков», характерной чаще для боевых кораблей, чем для студий, при которой теряется значительная часть полезного пространства. И все же факт остается фактом: даже очень сведущие люди с удивительной легкостью могут делать ошибки в самых, казалось бы, очевидных вещах, а поэтому давайте рассмотрим все по порядку.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика