8.3.4. К вопросу о высокой степени звукоизоляции

 

По-видимому, нет ни малейшей необходимости делать звукоизоляцию оконной системы большей, чем звукоизоляция стен, в которых эта оконная система установлена. Если в оконной системе вы добились звукоизоляции на уровне 70 дБ, а стена тем временем создает звукоизоляцию на уровне 55 дБ, то считайте, что вы... выбросили деньги на ветер. Вместе с тем, если кому-то все же крайне нужно иметь очень высокую степень звукоизоляции в оконной системе, то знайте, она может оказаться дорогой до абсурда. Такую оконную систему установила фирма Еаз1:1аке АисНо в одной из бельгийских студий [1], сочтя необходимым добиться звукоизоляции между контрольной комнатой и студийным помещением на уровне 80 дБ. Стекла в ней имели толщину 11 см (да-да! сантиметров!), а весили почти тонну каждое. Толщина стекла была максимальной, потому что большего веса стеклоизготовительные машины просто не выдерживали, да и перевозка этого стекла была весьма сложным делом. В первоначальной спецификации значились 14-сантиметровые стекла, но оказалось, что купить их в Европе невозможно, поэтому обошлись 11-сантиметровыми, установив их друг от друга на большем расстоянии, чем изначально планировалось. Рассказывая об этом, я даже боюсь подумать, во что все это обошлось! Кстати, общий вес двух комнат, которые «плавали» на стальных рессорах, составлял почти 2000 т, причем только резиновые прокладки в стенах весили ни много ни мало 9 т. Все это, конечно, впечатляет, но в большинстве случаев такие конструктивные решения трудно назвать целесообразными. Вот, кстати, высказывание самого Дэвида Хокинса (Эаук! Нашктз), владельца фирмы Еазйаке АисНо, которое как бы подытоживает существующие реалии: «Обычно, когда меня кто-нибудь просит сделать звукоизоляцию между помещениями на этом уровне (80 - 85 дБ), я тут же предлагаю построить эти комнаты на разных улицах».

Хотя проблемы могут возникнуть и с обычными дверями на петлях, однако следует сказать, что зачастую их можно располагать в тех местах конструкции комнат, которые являются менее критичными по сравнению с обычным местоположением окон. Кроме того, в конструкции дверных систем можно предусмотреть разворот дверей на 90° в разные стороны и звукоизоляционные тамбуры. Как правило, двери должны быть тяжелыми, обеспечивать акустические потери и плотно сидеть в лутках. Что касается крайностей, то давайте снова вернемся к бельгийской студии, описанной выше. Там использовались двери промышленного типа с номинальной звукоизоляцией на уровне 55 дБ. Они были установлены как попарно, так и - в самых критичных местах - по трое в блоке. Каждая дверь весила 300 кг и подвешивалась с помощью петель на шарикоподшипниках. Когда их закрывали, они создавали усилие равное 400 кг на дверной уплотнитель, а значит, и на стены. Вследствие этого стены должны были быть сверхпрочными и тяжелыми, а это влечет за собой лишние расходы и ограничения по месту строительства таких конструкций. По крайней мере, их никак нельзя построить в бытовой студии, находящейся в спальне на третьем этаже жилого дома.

Часто многим невдомек, что звукоизоляция на уровне 70 или 80 дБ требует всегда больших капиталовложений, независимо от целей, для которых она применятся. Нередко можно услышать сетования: «Почему так дорого? Она ведь мне нужна только для того, чтобы учиться играть на барабанах!» Многие, похоже, считают, что стоимость звукоизоляции должна каким-то образом соответствовать стоимости того, чем они занимаются. Кто-то потратился только на барабаны и думает, что в этом случае звукоизоляция между его комнатой и спальней соседа должна обойтись ему дешевле, чем если бы он потратился в сто раз больше, купив весь комплект студийного оборудования. Однако очевидно (по крайней мере, должно быть очевидно), что в обеих ситуациях требования к звукоизоляции абсолютно одинаковы - не важно, учится ли кто-то играть на барабанах или же речь идет о серьезной звукозаписи. Если же говорить в целом, то лишь два фактора способны обеспечить звукоизоляцию по максимуму: это огромный вес и большое расстояние. При этом мы не делаем каких-то отвлеченных заявлений, а относим все к вопросу организации нашего студийного комплекса - ведь звукоизоляцию между его отдельными помещениями можно достаточно просто свести на нет из-за непродуманной конструкции дверей и окон. Обсудив конструкцию последних, мы можем вернуться к другим сторонам акустического дизайна, которые проиллюстрированы на рис. 44.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика