9.1.2. Искусственное освещение

 

Использование освещения, создающего соответствующее настроение, может быть чрезвычайно полезным для общей атмосферы, царящей в студии. При этом на использование флуоресцентного освещения в студиях звукозаписи, как правило, наложено табу, потому что, кроме своей жесткости, оно может вызывать проблемы, связанные с механическими и электрическими шумами и помехами. Если проблему механических шумов иногда еще можно решить путем дистанционной установки балластных дросселей, которые не позволяют лампам потреблять больше тока при включении, то проблема излучаемых электрических помех может стать настоящим проклятием для музыкантов, работающих на электрогитарах. Правда, кое-где в больших студиях я видел флуоресцентные лампы, которые при свечении не создавали сколько-нибудь заметных проблем, поскольку монтировались в очень высоких потолках (6 м), намного выше инструментов. Однако, как правило, от таких ламп больше хлопот, чем пользы.

Вне всякого сомнения, освещение - весьма субъективная тема, а хороший проект студийного освещения сам по себе уже сродни искусству. Что касается лично меня, то должен признаться, что мне не нравятся низковольтные галогенные фонари, поскольку они дают очень сильный свет, который с трудом переносят мои глаза. По мне, нет ничего лучше аргоновых ламп с вольфрамовой нитью накала. На фото 7 показана комната с установленными на уровне пола скрытыми лампами накаливания, подсвечивающими снизу вверх каменную кладку и бросающими тени на неровности стены. Нижний свет обеспечивается старыми театральными прожекторами. На фото 8 дан пример использования настенного освещения от «старинного» канделябра, которое создает атмосферу старого замка. Комната, показанная на фото 12, предполагалась для работы многочисленных сессионных музыкантов, поэтому ее потолок оборудован как рефлекторами с лампами накаливания, направленными вниз под углом 60°, так и светильниками дневного света для естественного освещения. Оба эти вида освещения облегчают чтение нотного текста. С другой стороны, для создания определенного настроения светильник в потолке можно закрыть, и тогда дневной свет будет проходить только сквозь окно с витражами, которое по ночам может подсвечиваться извне и создавать тем самым потрясающий эффект. Освещение ради настроения обеспечивается также электрическими свечами на стенах.

Во всех вышеперечисленных случаях управлять освещением можно не только с помощью выключателей для отдельных групп светильников (или в некоторых случаях даже для отдельных светильников), но и с помощью вариаков. Вариаки - это трансформаторы с плавной регулировкой, которые, несмотря на свой объем и стоимость (15 см в диаметре и 15 см в глубину при стоимости одного примерно 60 долл. США), являются во многих случаях идеальным вариантом регулятора освещения, так как не создают проблем, связанных с электрическими помехами, которыми время от времени грешат почти все электронные системы. Вариаки просто снижают напряжение в лампах, не приводя к ненужному расходованию электроэнергии и тепловыделению, столь характерному для реостатов, которые ослабляют свет за счет резистивных потерь.

Электронные системы регулировки яркости света, в которых применены полупроводниковые переключательные схемы, могут быть источником больших помех как по сети, так и связанных с прямым излучением. Ведь при включении сети переменного тока всегда возникают броски напряжения. А так называемые системы включения «с нулевым напряжением» могут при этом не обеспечивать включение с нулевым током, поскольку нагрузки, которыми они управляют, вряд ли являются сугубо резистивными. В любом случае теоретически совершенная синусоида может продолжаться до бесконечности, и ее нельзя включить или выключить без маленьких пиков, связанных с переходными процессами. Даже если в это трудно поверить, поверить все же приходится. Можно, конечно, добиться «чистой» регулировки переменного тока с помощью более сложных электронных систем, но они, скорее всего, будут большими по размеру и стоить даже дороже, чем вариаки с их благословенной простотой.

С начала 70-х и до середины 80-х гг. я редко устанавливал цветные светильники, равно как и светильники «белого» света для чтения нот и других целей. Затем они внезапно вообще вышли из употребления на целое десятилетие, но вот недавно заказчики снова стали меня просить сделать им цветное освещение. Таковы колебания моды! Однако какую бы систему освещения вы не использовали, есть общее правило, которое гласит: лучше больше, чем меньше. Ведь уровень освещения всегда можно убрать с помощью выключателей или понижения напряжения. Но когда суммарного освещения слишком мало для чтения нот или обслуживания аппаратуры, работа в студии может оказаться в тягость.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика