9.2.2. Сплит-системы кондиционирования воздуха

 

Профессиональные студии звукозаписи традиционно используют обычные системы кондиционирования воздуха, при которых можно добиться минимального шума на уровне N020 или менее даже при высокой интенсивности воздушного потока. Такие системы - по-прежнему единственный способ обеспечить надлежащее кондиционирование воздуха в студии, но, как это всегда бывает, они относительно дороги. С начала 1980-х г. реальная стоимость студийного оборудования неуклонно падает, да и почасовая плата за аренду студий опустилась почти до нереального уровня. В то время, когда на записывающее оборудование для студии тратится 1 млн. фунтов, заплатить какие-то 100 тыс. фунтов за систему кондиционирования воздуха не считается чем-то ненормальным. С другой стороны, когда развитие производственных технологий привело к тому, что за те же 100 тыс. фунтов можно купить оборудование, которое немногим уступает тому, что стоит 1 млн. фунтов, многие уже не спешат расстаться с деньгами на приобретение хорошего кондиционирующего оборудования. Конкуренция между студиями все больше сбивает цены. В результате складывается ситуация, при которой стоимость кондиционирующих систем с воздуховодами для многих студий, работающих в среднем ценовом диапазоне, оказывается просто не по карману.

И вот в студиях, главным образом в силу экономических причин, все чаще начинают применяться системы кондиционирования воздуха раздельного типа (сплит-системы). Хотя они далеко не идеальны для этих целей, но во много раз дешевле систем с воздуховодами. Правда, из-за того, что и теплообменники, и вентиляторы устанавливаются в студии, и только компрессоры остаются снаружи, возникает связанная с этим проблема шумов. И если в контрольных комнатах агрегаты сплит-систем еще можно оставить работать в «тихом» режиме, поскольку шум, который они производят, зачастую меньше того, который возникает от работы системных блоков и вентиляторов аппаратуры, которая тоже может находиться в помещении, то в студийных комнатах во время записи их зачастую приходится выключать. А это, к сожалению, приводит к колебаниям температуры, которые могут неблагоприятно сказываться на настройке инструментов. И все же сплит-системы, несмотря на проблемы, связанные с ними, на сегодняшний день в студиях очень распространены.

Клиенты студий уже привыкли к дешевизне записей и очень немногие из них хотят платить за удобства, создающие все необходимые условия для оптимального проведения записи. К сожалению, в силу того, что такой подход получил широкое распространение, он уже стал как бы общепринятым в наше «чисто рыночное» время. И вот системы кондиционирования воздуха во многих случаях удешевляются до уровня, который считается «целесообразным» по отношению к средствам, выделяемым на закупку звукозаписывающего оборудования, а это, естественно, ведет к ухудшению качества кондиционирования воздуха. И с этим ничего не поделаешь - такова реальность.

Но все же есть пределы, ниже которых качество климат-контроля просто не может опускаться, иначе возникнут серьезные проблемы и для музыкантов, и для инструментов, та-

ких как фортепиано и барабаны. Так, музыканты, как правило, не переносят сквозняков, хотя у отдельных музыкантов или групп могут быть разные взгляды на оптимальную по комфортности температуру. Если студия заказывается где-то на неделю непрерывной работы, то нужную температуру можно задать в самом начале работы и поддерживать на всем ее протяжении, правда, рояль при этом нельзя настраивать до тех пор, пока не стабилизировалась температура. Вместе с тем, при более краткосрочных заказах температуру нужно поддерживать на уровне разумного компромисса, поскольку частые колебания температуры воздуха могут сильно расстроить стационарно установленные рояли, да и многие другие инструменты.

Еще один важный фактор, который следует учитывать, - это влажность воздуха. Если она поддерживается на чересчур низком уровне, у певцов может пересохнуть в горле, а дэ-ки рояля - растрескаться. Если она слишком высокая, это может не понравиться музыкантам и вызвать коррозию инструментов. Для большинства случаев 70%-ная влажность является оптимальной, и надо сказать, в профессионально ориентированных студиях ее поддержанию на соответствующем уровне уделяется постоянное внимание. К сожалению, этого нельзя сказать о всех профессионально работающих студиях. И причиной тому опять-таки безоглядное снижение тарифов на услуги, сделавшее многие «околопрофессиональные» студии несостоятельными в плане обеспечения такого уровня климат-контроля, который является обязательным условием деятельности по-настоящему профессиональных студий.

А недавно появился еще и огромный так называемый «потребительский» рынок звукозаписи, который хотя и не выдерживает стандарты, привычные для «профессионального» рынка, но настолько «прилепился» к последнему, что его сниженные стандарты уже начинают исподволь оказывать разлагающее влияние на профессионалов. Отчасти это происходит в связи с колоссальным распространением электронной музыки, которой нипочем ни низкое качество акустики студий, ни шумы от систем кондиционирования воздуха. И все же я не могу понять, как кое-кому вообще удается услышать какие-то нюансы звучания в контрольных комнатах, уровень фонового шума в которых до смешного высок из-за присутствия в них системных блоков компьютеров и вентиляторов различного оборудования. К счастью, - я полагаю, что именно к счастью, - сейчас уже, похоже, наблюдается откат в сторону использования акустических и электрических (в отличие от электронных) инструментов, что является несомненным благом, поскольку позволит сохранить большую часть опыта, добытого еще в докомпьютерную эру и пока еще живущего в памяти представителей старшего поколения инженеров звукозаписи.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика