9.3.1. К вопросу об эквализации

 

Термин «зквализация» впервые появился в кинопромышленности. При съемке эпизодов крупным планом с довольно близко установленными микрофонами, когда после одного эпизода следовал другой, микрофон приходилось передвигать, чтобы он не попадал в камеру. Звук при этом менялся и при монтаже эпизодов звучал неестественно. Поэтому для подстройки тембрального баланса между эпизодами, звук в которых был записан из двух разных позиций микрофона, т.е. для «выравнивания» истинного расстояния микрофона по отношению к видеоряду в каждом из эпизодов, и стали применяться устройства регулировки тембра. Правда, если говорить в целом, то в США эквализация по всем каналам стала общепринятой нормой для микшерных пультов гораздо позже, чем в Европе. Припоминаю, как в 1976 г. на студии СВ5 в Нью-Йорке мне довелось работать с пультом, у которого совершенно не было встроенного эквалайзера, и поэтому в случае необходимости приходилось подключать внешний эквалайзер.

Думаю, благодаря тому, что эквализация по всем каналам появилась в Европе намного раньше, у европейцев развился некий комплекс «лени». С одной стороны, было очень интересно поупражняться в этой новой технологии, и уж, конечно, было намного проще повернуть ручку, чем идти в студию и менять или переставлять микрофон. С другой стороны, определенную роль сыграло и появление новых музыкальных жанров и направлений. Надо сказать, такие вещи происходят не случайно, а именно тогда, когда для них созрела почва, а влияние же их зависит от того, когда и где они имеют место. Возможно, эквалайзеры появились в США именно потому, что у американской киноиндустрии был к тому времени накоплен больший объем знаний о методах звукописи, чем где бы то ни было. Тем не менее лично я и сейчас считаю эквализацию средством, к которому следует прибегать в последнюю очередь, хотя теперь появилось много записей, настолько стилизованных за счет эквализации звука, что можно говорить о эквализации как о все более неотъемлемой части процесса звукозаписи. И это хорошо, но лишь до тех пор, пока чрезмерное увлечение ею не приводит к полной утрате умения делать записи без эквалайзера.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика