10.1.2. Графики Шредера

 

В начале 1960-х г. Манфред Шредер разочаровался в своих попытках точно измерить время реверберации в нескольких больших концертных залах. Ему не удавалось добиться повторяемости своих результатов, потому что, в зависимости от точного фазового взаимоотношения элементов в шуме случайного возбуждения (стохастического возбуждения) и возникшего вследствие этого биения между различными модальными частотами, он получал совершенно разные показания. Последние от измерения к измерению могли быть то вдвое меньшими, то вдвое большими, а поэтому и доверия такие измерения не вызывали. Метод, который он разработал, чтобы совладать с этими проблемами, заключался в возбуждении отклика со стороны акустики помещения с помощью отфильтрованной тональной посылки и записи сигнала на ленточный магнитофон. Затем лента перематывалась назад, и выходной сигнал ква-дратировался и интегрировался с помощью резисторно-конденсаторной интегрирующей цепи. Напряжение на конденсаторе и представляло собой (в обратной последовательности) усредненное затухание энергии в помещении. Ввиду того что отклик на тональную посылку, представленный в квадратичном виде, являет собой положительную функцию времени, его интеграл есть не что иное, как монотонно убывающая функция времени. Таким образом, полученный в результате график - постепенно нисходящая линия, у которой нет неровностей, связанных с всплесками и провалами, характерными для большинства других видов представления зависимости затухания от времени. Поэтому таким графиком легче пользоваться для точной оценки степени затухания во времени.

В наше время для формирования графиков Шредера практически всегда используется генерирование с помощью компьютеров, благодаря чему отпала необходимость иметь дело с громоздкими ленточными магнитофонами при проведении подобного рода измерений. Применение графиков Шредера стало настолько распространенным потому, что они показывают, возможно, более четко, чем любые другие представления зависимости затухания от времени, наличие множества спадов в сложном рисунке «шлейфа» затухания. Сейчас широко распространена точка зрения, что наиболее важной характеристикой при субъективной оценке акустики помещения является, по-видимому, характеристика первоначального спада кривой затухания до уровня, который меньше примерно на 10 дБ от первоначального.

Кривая затухания на графике Шредера - выводится с помощью квадратичного представления затухающего сигнала и интегрирования его в обратном порядке, начиная с точки, в которой реакция превосходит минимальный уровень шума (1^), и далее - до появления отклика (10). Таким образом величина кривой затухания в любой момент времени (I) является интегралом отклика за отрезок времени 1-1]. Полученная в результате кривая затухания является плавно изменяющейся и (в силу необходимости) монотонно убывающей функцией времени. Эта характерная особенность является необходимым условием поведения общей энергии звука в системе (такой как комната) после окончания действия источника энергии. Этот метод наиболее ценен тем, что позволяет определять величины крутизны затухания, в особенности на ранней стадии отклика, которые необходимы для оценки времени реверберации. Однако из-за временного интегрирования все мелкие детали в импульсной характеристике помещения утрачиваются.

Всем, кто не знаком с термином «монотонный», поясню, что он означает бесконечное повышение или бесконечное уменьшение, хотя и с допустимыми колебаниями, соответствующими скорости повышения или уменьшения. Монотонно ниспадающую характеристику графика Шредера можно понять, ведь как только источник энергии выключен, звукопоглощение в комнате может привести лишь к постепенному снижению уровня «чистой» энергии на «шлейфе» затухания.

Онлайн Казино бонус www.onlinecasinoworldru.org
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика