10.1.5. Эффекты направленности

 

К сожалению, если у нас даже и есть данные КТ60 о каком-то помещении, и графики Шредера, и графики ЕТС и графики затухания - все это еще ничего не говорит нам об эффектах рассеивания (диффузии) или преломления (дифракции), которые могут иметь место в комнате. Нам по-прежнему будет почти ничего не известно и об эффектах направленности, при которых какое-то объективно кажущееся безобидным отражение может субъективно более резать слух, чем, несомненно, более громкое отражение, приближающееся к позиции микрофона (или позиции слушателя) с направления, которое не слишком-то на слух и воспринимается. Так, к примеру, можно снять измерительным микрофоном громкие отражения от пола. Однако наша чувствительность к вертикальным отражениям, как правило, намного меньше, чем к горизонтальным, отражениям той же интенсивности. Люди плохо различают звук по вертикали, поскольку этого особо и не нужно - ведь наше положение по вертикали и так известно в большинстве случаев. В ходе же эволюции более быстрыми темпами развивалось различение звука по горизонтали. Знание направления и расстояния до хищников или жертвы было большим подспорьем для выживания наших предков. А поскольку и люди, и опасные для них хищники и их жертвы были исторически в основном обречены жить на земле бок о бок, то единственно, что человеку было достаточно двухмерной локализации.

Еще один эффект направленности, который очень трудно продемонстрировать на графиках общей характеристики звучания, - это эффект смычки между акустическими модами и модами, порождаемыми конструкцией помещения. Дело в том, что любые поверхности, погруженные в поле акустической энергии, вибрируют в результате их взаимодействия с акустической энергией. Могут вибрировать и излучать вторичную энергию в помещение отдельные части конструкции помещения или панели, прикрепленные к поверхностям комнаты.

Это вторичное излучение не только изменяет картину взаимодействия мод (стоячих волн) в комнате, но и воздействует на ее акустику в качестве вторичного источника звука. Его эффект может хорошо восприниматься на слух находящимся в комнате человеком, равно как и направление, откуда оно исходит. Такова еще одна субъективно неприятная реальность, которую трудно отыскать в большинстве наглядных представлений акустики помещений. В свете всего недавно сказанного читатели уже должны понимать, что если мы хотим узнать еще до строительства комнаты, как она зазвучит, то простое построение графиков каких-то заранее заданных характеристик мало что даст, мы должны прибегнуть еще и к другим методам.

http://www.skladovka.ru/ цены на зимнее хранение.
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика