10.3. Компьютерное моделирование

 

Возможности компьютерного моделирования, похоже, возрастают день ото дня. Тем не менее компьютеры все еще не могут проектировать акустику помещений. Они могут быть лишь вспомогательным средством для опытного проектировщика, который знает, что ищет. Вместе с тем, всегда есть опасность, что, попав в неопытные руки, их графические возможности и кажущаяся простота работы с программами могут породить мысль, будто они способны дать ответ на любой вопрос. А это не так. Необходимо еще понимать лежащие в основе программ правила и расчеты, чтобы избежать чрезмерного упрощенчества и сверхдоверия к полученным результатам. В большинстве случаев точные компьютерные решения возможны только для простых форм, тогда как на практике при компьютерном моделировании мы сталкивается с теми же проблемами, что и при масштабном моделировании. Их неспособность учитывать неровности поверхности разных видов камня - тому пример.

Компьютерные модели могут служить превосходным средством для общения специалистов-акустиков с клиентами, не обладающими достаточным багажом знаний в области теоретической акустики. Так, с помощью графики можно объяснить клиенту, как будет выглядеть предлагаемый дизайн комнаты, либо осветить проблемы, которые могут быть вызваны неверным выбором формы, размера или свойств комнаты. Вместе с тем, в наше время, когда многие считают, что без компьютеров ни в чем нельзя обойтись, существует опасность чрезмерного упования на компьютерную графику и прогнозирование, которое может привести к переоценке возможностей компьютера. Ведь существует масса параметров, оказывающих влияние на субъективно воспринимаемый характер помещения. Об их взаимодействии известно слишком мало, а поэтому нельзя полностью учесть при программировании и написании компьютерных программ, которые бы давали точные прогнозы.

В своей книге 5Шс!ю Мош1опп§ Ое51§п я процитировал слова Теда Уззла (Тес! \]и\е) из его доклада на 72-м съезде Общества Аудио Инженеров (АисНо Еп§шеепп§ 5оае1у) в Анахайме (шт. Калифорния) в 1982 г. Их стоит снова повторить здесь, поскольку они помогают взглянуть на будущее студийного дизайна. «Счетная машина не может сама по себе сконструировать звуковую систему, звуковой продукт или акустическую среду. Не может этого ни компьютер, ни логарифмическая линейка, ни планшетка для спиритических сеансов. Не существует и никаких пошаговых инструкций, которых мог бы придерживаться специалист в своей работе. В противном случае это было бы похоже на то, как если бы Исаак Ньютон пошел в библиотеку и попросил книгу по гравитации. Проектирование могут выполнять только сами проектировщики, у каждого из которых имеется своя иерархия приоритетов и критериев. Их важнейшими инструментами являются знание, опыт и здравый смысл». Кстати, Тед Уззл не принадлежал к категории антикомпьютерщиков. На самом деле его доклад был посвящен развитию компьютеризированного дизайна. За те 15 лет, которые отделяют его слова от моих нынешних, в области программ по компьютерному проектированию произошли колоссальные сдвиги, однако слова его не потеряли своего значения и по сей день. Мы так до сих пор и не знаем всего о субъективной акустике и поэтому не можем написать компьютерные программы, которые бы выполняли проектирование от начала и до конца. Вот почему многие пакеты программ по проектированию называются САЭ (русск. -САПР), что буквально можно расшифровать, как программы компьютерного сопровождения проектирования. Во многом именно то, чего мы не знаем, и делает работу по акустическому дизайну настолько увлекательной. Ведь столько еще предстоит познать!

Как я уже утверждал в первых главах этой книги, помещения для записи музыки являются продолжением музыкальных инструментов точно так же, как гитарный усилитель является продолжением электрогитары. Студийные комнаты совсем не похожи на контрольные комнаты. И не только тем, что им позволительно иметь собственное звучание, но и тем, что если это звучание считается хорошим, то оно может быть и очень желательным. Я вовсе не противник применения компьютеров, потому что в хороших руках это очень удобный инструмент для проведения исследовательской работы. Однако не появилось еще такой программы, которая могла бы сконструировать скрипку, звучащую как скрипка Страдивари, который ведь был не только ремесленником, изготовлявшим музыкальные инструменты, но еще и инженером-конструктором. Его глубочайшие познания в области напряжений и нагрузок, необходимые для выполнения конструкторских расчетов, позволили ему выбрать такую толщину и такой раскрой деревянных элементов, которые были на грани возможных предельных нагрузок. Это, вне всякого сомнения, имело фундаментальное значение для качества его инструментов. Если бы Страдивари был жив сегодня, он, возможно, проявил бы к компьютерам живейший интерес и приветствовал бы то дополнительное знание, которое они могли бы ему дать для проникновения в глубины своего искусства. Однако я уверен, что компьютеры он использовал бы лишь для обретения знаний, а не для того, чтобы с их помощью конструировать свои скрипки (хотя, возможно, и использовал бы их в качестве электронных чертежных досок).

Еще один недостаток компьютеров состоит в том, что с ними нельзя общаться за чашечкой чая. Ведь дизайнеру приходится проделывать уйму работы, чтобы уяснить себе из общения с заказчиком необходимые характеристики предлагаемой студии. Очень часто будущие владельцы студий мало что знают о возможных вариантах построения студий и не могут четко сформулировать свои пожелания. К тому же, многие их пожелания могут основываться в большей степени на неверных представлениях или интуиции, чем на твердых фактах. Поэтому значительная часть задачи студийного дизайнера как раз и состоит в том, чтобы поглубже обсудить с заказчиком его видение студии и требований к ней, предлагая по ходу варианты, которые, возможно, не были им учтены, рассказывая разные истории и анекдоты, чтобы «разговорить» клиента. В свою очередь, дизайнер выслушивает владельцев студий, повествующих ему о своих пожеланиях, проблемах, разочарованиях и успехах, и этот опыт, которым они делятся, помогает дизайнеру в формировании его багажа практического опыта, который сослужит ему службу в будущем.

Больше всего меня раздражает то, с какой беспардонностью предлагаются услуги вроде того, что, мол, «пришлите нам план Вашего здания, и за сумму X мы вышлем Вам ультрасовременный дизайн студии, продукт самой новейшей технологии студийного дизайна» и т.п. Здесь нет даже попытки (!) обсудить с заказчиком его потребности или пожелания. Здесь нет персонализированного обслуживания, нет общения умов, нет «сердца» в самом процессе работы. По моему мнению, те, кто предлагает такие услуги, на самом деле «подкладывают свинью» всем тем, кто занимается акустическим дизайном, сбивая с толку клиентов, которые просто не в состоянии понять узких мест компьютерных проектов, предлагаемых им. Надо сказать, что в наш технический век претензии со стороны компьютерного проектирования могут оказаться обманчиво соблазнительными. Поэтому бойтесь оказаться в ловушке! Вместе с тем следует признать, что хотя и немного «наизнанку», тем не менее развитие компьютерного моделирования способствовало и способствует увеличению объема знаний в области акустики. Правда, по иронии судьбы, все эти знания происходят не от результатов компьютерного анализа, а от кропотливого моделирования, востребованного для проведения фундаментальной исследовательской работы, которая вызвана недостатком информации. Чтобы составить компьютерную программу, надо иметь большое количество фактов и цифр. Не вложив в компьютер мощную базу точных фактических данных, нельзя ожидать, что он выдаст точные фактические результаты. В последние годы необходимость приобретения дополнительной информации, требуемой для программирования, породила как проведение большего объема фундаментальной научной работы, так и практического применения ее результатов, что значительно пошло на пользу и теоретической акустике, и ее прикладной технологии. В свою очередь, компьютеры, благодаря своим огромным аналитическим возможностям и скорости выполнения вычислительных операций, дали массу дополнительных знаний и привлекли в мир акустики новых людей, которые в противном

случае вряд ли бы избрали эту столь «капризную» науку. Ведь в акустике сколько ни учись, а знаний все равно не хватает. Кстати, использование компьютеров в отношении акустического дизайна чем-то сродни тому, как они применялись при составлении данной книги. За исключением фотографий, все рисунки в этой книге выполнены на компьютерах, а некоторые даже построены компьютерами, однако задуманы эти рисунки человеческим мозгом.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика