Ленты новостейГлава 2. Помещения с нейтральной акустикой

2.4.4. Отделка стен

 

На рис. 19 показана возможная конфигурация стен нашей нейтральной комнаты. Из рисунка видно, что мы постарались избежать параллельности поверхностей стен. Там, где частоты могут сообщать стенам акустическую параллельность, они пропускаются в поглотители (звукопоглощающие слои) либо сразу, либо после первого отражения. Были приняты меры, чтобы стеклянные окна или двери не были обращены непосредственно к каким-либо параллельным отражающим поверхностям. В комнате, представленной на рис. 19, оконный и дверной блоки находятся в стене, обладающей определенным звукопоглощением. Итак, с первой стеной мы уже разобрались.

Рис. 19. Возможная компоновка нейтральной комнаты

2.4.3. Как нам быть с полом и потолком?

 

Рассмотрим возможные конструкции потолка для нашей нейтральной комнаты. При этом, как мы уже однажды условились, пол должен быть деревянным. Ковролин, как правило, делает акустику «безжизненной», что никак не вдохновляет музыкантов и не благоприятствует проведению записей. Камень нами отвергнут отчасти из-за того, что он более «жестко», более резко отражает звук, а также из практических соображений безопасности - ведь на нем можно и поскользнуться. Поэтому полы в нейтральных помещениях делаются, за исключением крайне редких случаев, из дерева. На данный момент этапа проектирования (см. рис. 7, б) мы имеем чрезвычайно «мертвый» потолок на высоте примерно 4 м 50 см. Мы не можем намного опускаться ниже этого уровня, иначе отражения, которые мы получим, будут в большинстве своем ранними отражениями, придающими звучанию специфическую окраску.

2.4.2. Отражения, реверберация и диффузия

 

И вот перед нами встала проблема: как до сих пор обсуждавшиеся идеи реализовать в практическом виде? Существует такое великое множество способов сделать это, что они могли бы стать темой отдельной книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением нескольких решений в рамках одного проекта. Из него, надеюсь, можно будет составить себе представление о тех огромных возможностях, которые открываются перед дизайнерами, и о том, как эти возможности воплотить на практике при строительстве обычных студий звукозаписи. Что действительно необходимо для создания музыкально-нейтральной обстановки в помещениях рассматриваемого здесь размера (650 м3), так это то, чтобы время реверберации (или - что более точно для данного случая - время затухания) было порядка 0,3 - 0,5 с, возможно с увеличением на низких частотах до 0,7 или 0,8 с, причем чтобы это увеличение начиналось постепенно с частоты 250 Гц и ниже. На рис.

2.4.1. Что такое «параллельный»?

 

Термин «параллельный» в акустическом смысле очень зависит от частоты. На рис. 12 показаны две отражающие стены, каждая длиной Юм, расстояние между которыми составляет Юм. Они параллельны геометрически, а потому и акустически на всех частотах. Хлопок в ладоши в точке X породит звук, содержащий очень много частот, и этот звук будет распространяться от источника во всех направлениях. Волны, ударяющиеся в точках У и 2, будут отражаться назад, проходя через позицию источника, «гуляя» назад и вперед вдоль линии У-Х-2. Частоты, чья длина волны совпадает с целыми долями расстояния между У и 2, будут проходить по положительным и отрицательным пикам давления в тех позициях в помещении, которые совпадают по каждому отражению. Они будут возбуждать резонансные моды, сильно усиливающие друг друга и ощущающиеся на слух, как правило, в каких-то отдельных точках в помещении, не проявляясь в других. Картина уплотнения стоячей волны на частоте 70 Гц показана на фото 4.

2.4 Идём дальше

 

Следующий шаг в дизайне нашей нейтральной комнаты заключается в том, чтобы придать относительно «мертвой» (в акустическом смысле) оболочке как можно больше желательных свойств и при этом нажить как можно меньше проблем. Основные опасности, которых следует остерегаться, - это непредсказуемые изменения частотно-временных характеристик за счет реверберации, слитность эхооткликов из-за их слабой разнесенности во времени и сильные узконаправленные отражения звука (эхоотклики).

2.3.2. Относительные достоинства нейтральности и особые случаи

 

Нейтральные комнаты - это многоцелевые помещения, работа в которых делается быстро и с удовольствием. Ансамбль в такой комнате будет звучать и записываться в привычной и характерной для него манере, а комната не будет существенно выделять ни один из инструментов и не будет по-разному звучать в разных точках. Однако если бы все только этим и ограничивалось, эта книга не была бы такой объемной. Нет, конечно же, нет: нейтральные комнаты - это не конфетка в яркой обертке. То, что они не всегда проявляют себя с наилучшей стороны - факт, который, возможно, впервые обнаружился по «закону подлости». Существует масса студий, где есть комнаты, изначально замышлявшиеся как нейтральные, но не справляющиеся с этой задачей. В такой комнате время от времени резонанс или какая-то присущая ей схема отражений может обеспечивать отменное звучание какого-то рода музыки или каких-то инструментов. Такие комнаты могут стать совершенными «фаворитами» для исполнения каких-то определенных произведений.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика