Ленты новостейГлава 8. Студийные комплексы и вопросы их эксплуатации

8.7. Итоги

 

На рис. 40, 43 и 50 показаны три существующих, реально осуществимых, зарекомендовавших себя, но очень разных метода решения проблемы объединения в одном комплексе различных акустических сред. Возможности для этого почти безграничны. Но мы привели эти три примера, чтобы дать читателю представление о трех очень разных принципах построения студийных комплексов, которые можно по-разному адаптировать и изменять в соответствии с широким спектром стартовых условий. Опять-таки подчеркиваю: абсолютных правил здесь практически нет. Именно поэтому экспертная оценка со стороны опытных студийных дизайнеров имеет столь большой вес. Их функция не сводится только к тому, чтобы предложить какие-то проектные решения. Они еще и предостерегают клиентов от некоторых моментов, которые клиенты хотели бы иметь, но которые в будущем могут обернуться большими проблемами. Такие моменты не всегда очевидны, и подчас проблемы выявляются только благодаря опыту предыдущей работы.

8.6. Компактная студия

 

Заканчивая эту главу, по-видимому, есть смысл взглянуть на компактную студию, которая должна обеспечивать значительную степень акустической вариабельности и звукоразделения. Такая студия была построена в Лондоне и работала как коммерческое предприятие. Ее владелец был барабанщиком, поэтому неудивительно, что в ее дизайне особый акцент был сделан на качество звучания барабанов. Вместе с тем большое внимание уделялось и записи вокала, электрогитар и бас-гитар. Общая планировка этой студии показана на рис. 50. Как видно из рисунка, основное студийное помещение подразделяется на две зоны с помощью панелей на петлях, имеющих твердую поверхность с одной стороны и мягкую звукопоглощающую - с другой. Студия размещалась в складском здании, и поэтому почти не возникало проблем, связанных с утечкой из нее небольшого количества звука. Так как она находилась вдалеке от оживленной трассы, пропостроенной в Лондоне. Студия расположена в складском здании, кабины вынесены отдельно.

8.5.4. Фаза

 

Вспоминаю, как в середине 1970-х г. меня пригласили записать Дэвида Бедфорда (Баук! ВесНогс!) и Майка Олдфилда (М1ке ОкШеЫ), которые соответственно должны были исполнять партию органа и гитары в соборе г. Вустера (\Уогсез1:ег), что в Англии. Все это происходило за четыре дня до того, как должны были разобрать старый орган. Несмотря на то что в то время я был техническим директором фирмы Мапог МоЬИез, я для этого случая воспользовался передвижным звукозаписывающим комплексом группы ЯоШп§ 81:опе5, поскольку все передвижные звукозаписывающие комплексы Мапог были в тот день заняты другой работой. (Дело в том, что компания Уп^п Кесогёз придерживалась принципа: никогда не отказывать клиенту со стороны ради реализации своих собственных проектов.) Считалось, что заказ, выполняемый своим сотрудником, все равно так или иначе вернется на ту или иную студию компании, тогда как сторонний клиент, который ушел в другую компанию, потому что его не приняли, может там и остаться в будущем.

8.5.3. Замена микрофонов в пополнение к перестановке музыкантов

 

Методы, наподобие описанных здесь, могут значительно повысить функциональную гибкость комнат, акустика которых может изменяться лишь в очень узких пределах. Еще одна возможность, позволяющая это сделать, - смена типов микрофонов при записи разных дублей. Если такие микрофоны считаются приемлемыми для записываемого материала, то из-за того, что каждый тип микрофона имеет отчетливую, отличную от других полярность и частотные характеристики, их замена позволит значительно снизить возможность накопления характерного звучания комнаты при записи многочисленных дублей в одном и том же месте. Однако здесь есть существенные ограничения.

8.5.2. Метод перестановки музыкантов

 

Есть интересный способ мультитрекововой записи вокала, о котором я впервые услышал, когда побывал в США. Его принципы весьма очевидны, когда о них знаешь, но, видимо, такова уж судьба большинства очевидных фактов. На рис. 49 показана стереопара микрофонов в помещении, обладающем соответствующей акустической объемностью. Если необходимо, чтобы два вокалиста напели звучание десяти голосов путем записи пяти дублей в унисон или по партиям, то вместо поочередной записи их одним-единственным микрофоном с последующим разведением треков по панораме в разные точки стереомикса, можно записать их и с пары стереомикрофонов, установленной в специально выбранном месте комнаты. При каждом последующем дубле вокалисты всякий раз переходят в другое место комнаты. Если для записи у вас есть десять треков, то каждую стереопару можно спанорамировать в миксе влево и вправо или как-то по-другому, а панорамная разнесенность звука будет при этом автоматически нарастать.

8.5.1. Оптимальное использование пространства

 

В разделе 3.2.1 я рассказывал о случае, связанном с переписыванием пяти акустических гитар в телевизионной записи концерта «живой» музыки, которую впоследствии решено было выпустить на компак-дисках, хотя первоначально такой цели не ставилось. В ходе перезаписи в комнате с относительно «живой» акустикой гитары записывались одна за другой в одном и том же месте комнаты и, хотя звучание комнаты не было слишком заметно на каждом отдельно взятом треке, после сведения всех пяти гитар оно стало проявляться, на мой взгляд, слишком сильно. Существует интересный способ, позволяющий этого избежать, - нужно всего лишь менять местоположение гитар в комнате, чтобы каждая из гитарных партий имела разную пространственную привязку. И не только потому, что микрофон всякий раз будет снимать другие отражения, но еще и потому, что акустика комнаты из разных узлов и пучностей возбуждается по-разному.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика