Ленты новостейГлава 9. Обстановка в студии

9.3.3. Ползвучка через громкоговорители

 

Многие студии и музыканты считают весьма удобным иметь подзвучку через громкоговорители. Концепция «следящего громкоговорителя» зародилась намного раньше, чем я начал работать в сфере звукозаписи (1966 г.). Я помню колонки Ьоск\уоо<1, специально предназначенные для этой цели, которые использовались на студии Руе в Лондоне еще в 1970 г. Некоторые вокалисты полагали тогда, что работать без наушников им намного легче, поскольку они могут слышать свой естественный голос. При этом громкоговоритель устанавливался в направлении вокалиста, а инструментальное сопровождение воспроизводилось с минимальной громкостью, достаточной для того, чтобы певец мог нормально петь, но не настолько громко, чтобы «просачивание» инструментального сопровождения в микрофон могло вызвать проблемы. Чтобы как можно больше «отсечь» звучание подзвучки, использовались микрофоны с кардиоидной диаграммой Направленности.

9.3.2. Подзвучка в наушниках

 

Может показаться, что тема эквализации не совсем уместна в главе о среде, создаваемой в студии, но ведь какая-то часть студийной среды так или иначе проходит через микшерный пульт, расположенный в контрольной комнате. Она чрезвычайно важна для процесса звукозаписи, поскольку в ней может быть сосредоточена для музыкантов вся окружающая их акустическая реальность. Речь идет о подзвучке. В подавляющем большинстве случаев музыканты записываются в наушниках. В таких случаях акустику комнаты можно услышать только через микрофоны, микшерные пульты и наушники, а поэтому, если инженеры звукозаписи не проявят должного участия в том, чтобы достоверно воссоздать в подзвучке акустическую среду помещения, музыканты могут оказаться в совершенно незнакомой им обстановке.

9.3.1. К вопросу об эквализации

 

Термин «зквализация» впервые появился в кинопромышленности. При съемке эпизодов крупным планом с довольно близко установленными микрофонами, когда после одного эпизода следовал другой, микрофон приходилось передвигать, чтобы он не попадал в камеру. Звук при этом менялся и при монтаже эпизодов звучал неестественно. Поэтому для подстройки тембрального баланса между эпизодами, звук в которых был записан из двух разных позиций микрофона, т.е. для «выравнивания» истинного расстояния микрофона по отношению к видеоряду в каждом из эпизодов, и стали применяться устройства регулировки тембра. Правда, если говорить в целом, то в США эквализация по всем каналам стала общепринятой нормой для микшерных пультов гораздо позже, чем в Европе. Припоминаю, как в 1976 г. на студии СВ5 в Нью-Йорке мне довелось работать с пультом, у которого совершенно не было встроенного эквалайзера, и поэтому в случае необходимости приходилось подключать внешний эквалайзер.

9.3. Эквалайзеры и подзвучка

 

Особый упор, который делается с недавних пор на синтезирующие инструменты, породил совершенно пренебрежительное отношение к таким аспектам искусства звукозаписи, как акустика студий и позиционирование микрофонов. При работе со звуками, генерирующимися компьютерами, существует только два способа их изменить: это можно сделать либо внутри самой звукогенерирующей системы, либо путем эквализации. Что бы там ни говорили о позиционировании микрофонов, лично я склонен думать, что сейчас в поисках соответствующего качества звука на эквализацию часто возлагают слишком большие надежды. Похоже, специалисты звукозаписи в Европе всегда предпочитали больше полагаться на эквализацию, чем их коллеги в США и, насколько мне известно, в России. Конечно же, эквалайзер - очень полезная штука. Но если микрофон изначально не снимает хорошего звука, то последующая эквализация тут мало чем поможет.

9.2.2. Сплит-системы кондиционирования воздуха

 

Профессиональные студии звукозаписи традиционно используют обычные системы кондиционирования воздуха, при которых можно добиться минимального шума на уровне N020 или менее даже при высокой интенсивности воздушного потока. Такие системы - по-прежнему единственный способ обеспечить надлежащее кондиционирование воздуха в студии, но, как это всегда бывает, они относительно дороги. С начала 1980-х г. реальная стоимость студийного оборудования неуклонно падает, да и почасовая плата за аренду студий опустилась почти до нереального уровня. В то время, когда на записывающее оборудование для студии тратится 1 млн. фунтов, заплатить какие-то 100 тыс. фунтов за систему кондиционирования воздуха не считается чем-то ненормальным. С другой стороны, когда развитие производственных технологий привело к тому, что за те же 100 тыс. фунтов можно купить оборудование, которое немногим уступает тому, что стоит 1 млн.

9.2.1. Вентиляция

 

Для того чтобы из вентиляционной системы извлечь максимум возможностей, есть несколько моментов, о которых следует помнить в силу их особой значимости. Одно из наиболее важных правил гласит: никогда не пользуйтесь системой, которая работает только на вытяжку воздуха, ведь в этом случае помещение оказывается в состоянии недостаточного давления, частичного вакуума, и при открывании двери или по какому угодно другому каналу - например по каналу системы кондиционирования воздуха - последний засасывается в комнату. Этот воздух грязен, поскольку не фильтровался, и вместе с ним в комнату проникают пыль и грязь, от чего у музыкантов першит в горле и все в помещении покрывается пылью. Нужно сказать, что хотя приточные каналы системы кондиционирования воздуха почти всегда оснащены фильтрами, ее вытяжные каналы в большинстве случаев не фильтруются, а поэтому воздух, который засасывается системой через вытяжной канал, может оказаться грязным.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика